Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Архитектурно-исторические памятники

Увлекшись этим новым заданием, он сделал большую серию эскизов, этюдов, пробных работ в литографии и офорте, пока не остановился на технике офорта мягким лаком, в которой и выполнил всю серию листов, проникнутых духом античности (Матисс иллюстрировал, строго говоря, не столько Джойса, сколько параллельные сюжеты из Одиссеи). Античность, думается, должна была быть очень близка пантеистическому мировоззрению художника, к тому же давно уже жившему на юге Франции, где сохранились многочисленные архитектурно-исторические памятники древней средиземноморской культуры. Гравюра мягким лаком с ее специфически тональным штрихом в руках Матисса оказалась поразительно похожа на литографию, которой он первоначально и собирался иллюстрировать Джойса и которая спустя десятилетия снова стала основной формой его работы в книге. Улисс - единственное издание, где иллюстрации Матисса поставлены как вкладные листы, не связанные с внутренним и внешним оформлением, и единственное издание, в котором можно, не обращаясь к иным источникам, проследить формирование каждой композиции, так как сам художник ввел наряду с собственно иллюстрациями еще и эскизы и этюды к ним. Характерно, что Матисс не считал Улисса своей книгой и назвал второй таковой (после Малларме) сделанную много позднее Пасифаю Монтерлана.

После Улисса наступил довольно долгий перерыв в книжной работе Матисса, отчасти вызванный его ригористической позицией: он считал, что многие произведения литературы своей досказаннос-тью не оставляют места для работы художника. Так, по крайней мере, мотивировал он в конце 1930-х годов отказ иллюстрировать сочинения Анри де Монтерлана, о чем просил его один издатель. Позднее, встретившись с Монтерланом, Матисс изъявил согласие иллюстрировать его Пасифаю. 1942 годом, когда он награвировал большую часть иллюстраций к ней, открывается самый плодотворный и продолжительный период работы Матисса в книге.