Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Иллюстрации к Малларме

Иллюстрации к Малларме отличаются от последующих книжных работ Матисса широким репертуаром тем (чем дальше он углублялся в эту сферу, тем определеннее склонялся к иллюстрированию серией вариантов одного или двух-трех образов). Особое внимание обращают на себя монументальные по трактовке крупных черт лица портреты немолодого трагичного Э. По и напряженно всматривающегося Ш. Бодлера ( к портрету последнего Матисс в дальнейшем имел случай вернуться при иллюстрировании Цветов Зла). Впрочем, офорты этой сюиты разнообразны не только по тематике. Так, иллюстрация к стихотворению Окно, опирающаяся на наброски и воспоминания от недавнего (1930) пребывания на Таити, монументальна, но и изысканно декоративна. Поистине совершенен знаменитый Лебедь, как бы олицетворяющий серию офортов к Малларме, ставших, кажется, самыми высокими образцами творчества Матисса в этой технике вообще и сразу же выдвинувших его в число наиболее значительных художников современной книги.

Примерно через полтора года после офортов к Малларме, в конце 1933 года, Матисс получил предложение американского издательства иллюстрировать Улисса Джойса. Это был заказ совсем иного рода. Если стихи Малларме Матисс хорошо знал и любил (Вот работа, которую я сделал после того, как прочел Малларме, с удовольствием, - констатировал он по завершении первой своей книги), то роман Джойса он вообще не читал. Если в первом случае речь шла о полном оформлении книги и цикле офортов, точное число которых в конце концов определил сам художник, то во втором Матисс не имел никакого отношения к оформлению издания и с самого начала было договорено, что он делает только шесть иллюстраций в материале, т. е. в технике авторской печати. Словом, все было иным, кроме отношения Матисса к своей работе.