Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Историко-искусствоведческий комментарий

Историко-искусствоведческий комментарий смыкается с филологическим. Надо обладать исключительным чутьем к слову, чтобы назвать прозу Петрова-Водкина шероховатой, - пожалуй, лучше уже не скажешь. Восхищение талантом художника не мешает автору соблюдать известную дистанцию и не стесняет свободы критического суждения. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать: В Петрове-Водкине уживались известная суховатость, идущая от рационального строя ума, с сентиментальностью чувств, планомерность творческих исканий со способностью к импульсивным решениям, жадный интерес к людям, к особенностям человеческой психики с эгоцентричностью, широта помыслов и душевная щедрость с простонародной хитрецой. Но, как бы неожиданно ни сочетались в Петрове-Водкине эти и другие качества, достоинства истинно высоких стремлений и в общем-то простительные недостатки, все они, безусловно, были подчинены единственной доминанте всей его жизни - преданности искусству и своей профессии художника. В вопросах искусства он был тверд и принципиален.

Последнее в полной мере относится и к автору цитированных строк. При неизменной доброжелательности к людям, в Юрии Александровиче неизменно ощущалась внутренняя твердость. Отдавая должное творческой независимости художника, он мог весьма резко реагировать на утрату чувства меры. (Помню, как однажды он отозвался о выставке очень популярной группы живописцев, называющих себя художниками поведения и прославившихся скоморошеством: К черту В конце концов, живопись дело серьезное.) Впрочем, чаще всего в таких случаях его реакция была обаятельно ироничной.